Биография Иоганном Гутс-Мутсом: Родоначальник шведских стенок, история возникновения шведских стенок

БИОГРАФИЯ ЙОГАНН ГУТС-МУТС

ДАТЫ БИОГРАФИИ

Йоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс родился в 1759 году в старинном небольшом городе Кведлинбург, расположенном в немецкой земле Саксония-Анхальт.

Сведений о его родителях и детстве практически нет, и понять, что явилось причиной интереса молодого юноши к педагогике, и, в частности, преподаванию физической культуры сказать сложно. В начале ХХ века в Кведлинбурге установили памятник знаменитому соотечественнику. На памятнике рядом с Йоганном один из его учеников Карл Риттер. На сохранившихся портретах Йоганна Гутс-Мутса можно увидеть худощавого стройного господина, а учитывая, что он прожил 80 лет (умер в 1839 году) можно быть уверенным, что гимнастика, труд и здоровый образ питания были его постоянными жизненными принципами.

ФИЛАНТРОПИЗМ И ФИЛАНТРОПИНЫ

К окончанию эпохи Просвещения развитие культуры, философии, этики приводит к осознанию необходимости реформ в деле образования и педагогики. Обществу нужны полезные граждане, которые будут формировать нарождающийся класс буржуазии и смогут соответствовать экономическому и политическому прогрессу, применить свои способности и таланты во всех сферах деятельности.

Реформирование системы образования, переход учебных заведений от контроля духовенства под контроль государства наиболее ярко проявилось в Германии в годы правления Фридриха Великого.

Идеи английских и французских просветителей были приняты и развиты немецкими филантропистами, которые основной целью педагогики определили гармоничное развитие человека в античном понимании, то есть сочетание умственного развития ребенка с физическим и нравственным воспитанием.

Филантрописты были уверены, что укрепление физического здоровья ребенка поможет развитию его умственных способностей. В это время в Германии появилось большое количество педагогической литературы. Новые учебные заведения изменили расписание занятий и перечень изучаемых предметов, основной упор делая на наглядность и игру, практичность знаний, правильное питание и подвижные физические упражнения. Таким образом, начали создаваться школы по типу интернатов, где дети из разных сословий вместе проживали и посещали занятия. Такие школы получили название филантропинов.

Йоганн Гутс-Мутс в 1785 году переезжает в Тюрингию в город Шнепфенталь и поступает в филантропин Христиана Хотгильфа Зальцмана преподавателем географии, гимнастики, плавания и технологии. Здесь он проработал 52 года и написал несколько замечательных книг.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


К началу литературной деятельности Гутс-Мутса уже было написано много книг по педагогике. Ему также были доступны античные тексты с описанием олимпийских соревнований.

Он сам собрал и описал более 100 игр различных стран и народов, из которых более 60 составляют игры с мячом. Описания снабжены большим количеством рисунков и схем игровых площадок, воланов, ворот, ракеток, коньков и прочих предметов для игр. Все книги Гутс-Мутса носят практический характер и подтверждают важное место физических упражнений в образовательном процессе.

В 1793 году написана самая известная книга «Гимнастика для юношества». Книга получила широкую известность, была переведена на многие европейские языки. В 1834 году с французского издания был сделан перевод на русский язык. Эта книга состоит их двух частей, из которых первая часть носит теоретический характер и рассказывает о физиологии человеческого тела, о внутренних и мускульных движениях, о влиянии физических упражнений на воспитание в себе храбрости, отваги и других положительных качеств. В этой части дано описание таких основных движений, как стояние, ходьба, бег, прыжки, танцы, фехтование, подвижные игры.

Значительный раздел посвящен правилам выполнения этих упражнений, когда время дня, состояние здоровья, хорошо проветриваемое помещение или открытая площадка, продолжительность физических нагрузок, возраст и темперамент должны быть учтены прежде, чем приступать к непосредственному выполнению.

Во второй части книги подробно описаны сами упражнения, начиная с подготовки положения тела и умственного настроя, начала выполнения, момента основного усилия и окончания каждого упражнения.

Здесь же даны описания основных гимнастических снарядов, таких как брусья (барьеры параллельные), перекладина (горизонтальный барьер), конь (деревянная лошадь для вольтижирования), устройство для прыжков в высоту (порт-марк для измерения высоты скачков), бревно (горизонтально закрепленный ствол дерева), а также мачта, представляющая собой конструкцию из шестов, канатов и наклонных лесенок. В книге приведено много иллюстраций, как этапов выполнения самих движений, так и гимнастических снарядов.

В 1796 году написана книга «Игры для упражнения и отдыха тела и духа», в которой физические упражнения в игре рассматриваются в зависимости от ее содержания. В играх на сообразительность, на внимание, на воображение, на ловкость или силу будут использоваться разные физические упражнения.

В 1798 году написана книга «Маленькое руководство по плаванию», в которой описаны физические упражнения в водоемах, и важное значение уделяется закаливанию. Фактически, эту книгу можно использовать как самоучитель.

В 1810 году был написан и издан Учебник по географии, в 1838 с другими известными немецкими географами участвовал в написании «Полного пособия по новейшему землеописанию».

В 1827 году написана книга «Гимнастика для сынов отечества».

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И УЧЕНИКИ

Идеи физического воспитания, разработанные Гутс-Мутсом, получили широкое развитие в Европе XIX века и сегодня служат основой обучения гимнастике в спортивных школах. Фридрих Людвиг Ян в 1813-1815 годах преподавал гимнастику для повышения выносливости немецких солдат и начал применять новый снаряд – гимнастические кольца (свободные подвесы). Швейцарский педагог Адольф Шписс в 1840 году публикацией своей книги «Учение о турненском искусстве» подвел итог процессу формирования немецкой учебной гимнастики. Шведский педагог и врач Пер Хенрик Линг стал основателем шведской гимнастической школы, которая особе внимание уделяла медицинскому воздействию на организм человека и могла использоваться в лечебных целях. В 1813 году с его участием в Стокгольме был открыт Гимнастический институт. Пер Линг считается автором гимнастического снаряда «шведская стенка». Современные шведские стенки можно найти на нашем официальном сайте.

В области географии самым известным учеником Гутс-Мутса стал Карл Риттер, 40 лет заведовавший кафедрой географии Берлинского университета. Уроженец Кведлинбурга именно он стоит на памятнике рядом со своим учителем.

ФИЛАНТРОПИН СЕГОДНЯ

Сегодня в помещениях филантропина Зальцмана находится гимназия, которая по-прежнему существует в виде интерната, но для проживания учащихся построено несколько современных двухэтажных коттеджей. На территории гимназии в год двухсотлетия со дня рождения Йоганна Гутс-Мутса был открыт музей, посвященный истории немецкой педагогики и деятельности Зальцмана и Гутс-Мутса. В состав музея также входит полигон для занятий гимнастикой и физическими упражнениями, названный Гутс-Мутсом «стадион», расположенный в парковой зоне Шнепфенталя.